Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Август » 19 » В мастерской 1866. 6 августа родились...
|
В мастерской 1866. 6 августа родились...
|
 6 августа родились...
Суббота, 06 Августа 2011 г. 11:22
+ в цитатник
 1504 Мэттью Паркер (Matthew Parker) английский религиозный деятель и реформатор, архиепископ Кентерберийский. Родился в Норидже, в семье Уильяма Паркера и Алисы, урождённой Монинс. Мать Мэттью состояла в дальнем родстве с Томасом Кранмером. Когда мальчику было 14 лет, скончался его отец, и мать вновь вышла замуж. В 1522 году Паркер поступил в колледж Тела Христова (Corpus Christi College) в Кембриджском университете, где изучал науки до 1525 года. В апреле 1527 он стал дьяконом, и спустя два месяца был посвящён в сан священника. В сентябре 1528 года Паркер вернулся в Кембриджский университет для подготовки к получению звания магистра. Он входил в число тех учёных, которых Томас Уолси собирался пригласить для работы в организуемый им «Кардинальский колледж» в Оксфорде. Как и Кранмер, Паркер отказался перейти в новый колледж. К этому времени он находился под влиянием кембриджских религиозных реформаторов. После того, как Анна Болейн была объявлена королевой Англии, Паркер стал её духовником. Благодаря её покровительству, он в 1535 году занял место декана колледжа в Стоук-бай-Клэр. 1 августа 1559 года Паркер был избран архиепископом Кентерберийским, однако оказалось сложным найти четырёх епископов, необходимых для его посвящения в этот сан. Лишь 19 декабря собравшиеся в лондонском районе Ламбет епископ Бата и Уэльса, епископ Честера, епископ Эксетера и епископ Бедфорда провели необходимую церемонию. По время своего руководства церковью Англии Мэттью Паркер старался избегать вмешательства в политическую борьбу, он также не входил в состав Тайного совета, созданного королевой Елизаветой I Тюдор. Как архиепископ Кентерберийский, Паркер также встречал сопротивление наиболее радикальных кальвинистов, требовавших изменений в проведении литургии и права отказаться от некоторых священнических облачений. Умер в Ламбете, Лондон, 17 мая 1575 года. Литература: Graham, Timothy and Andrew G. Watson (1998) The Recovery of the Past in Early Elizabethan England: Documents by John Bale and John Joscelyn from the Circle of Matthew Parker (Cambridge Bibliographical Society Monograph 13). Cambridge: Cambridge Bibliographical Society; John Strype’s Life of Parker, (1711), переиздано в Clarendon Press в 1821 (3 тома.), наиболее полная работа о жизни М.Паркера..
 1619 Барбара Строцци (Barbara Strozzi, иначе - Barbara Valle) итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (Virtuosissima), композитор эпохи барокко. Родилась в Венеции. Приёмная (может быть, внебрачная) дочь одного из представителей известного флорентийского семейства Строцци, поэта Джулио Строцци, который и сам был внебрачным сыном. Училась у Франческо Кавалли. Первой из музыкантов эпохи стала публиковать свои авторские сочинения в одиночку, а не в сборниках. Целиком посвятила себя камерному вокальному искусству — мадригалам, кантатам, ариеттам для сопрано и баса континуо (клавесина или лютни), развивавшим традиции Клаудио Монтеверди. Тексты большинства её сочинений принадлежат её приёмному отцу и его друзьям (в кружке которых — дружеской Академии — были и возлюбленные Барбары Строцци). Умерла в Падуе 11 ноября 1677 года. Сочинения: Первая книга мадригалов на стихи Джулио Строцци, для двух, трёх, четырёх или пяти голосов и баса континуо, opатория 1 (1644); Кантаты, ариетты и дуэты, для одного или двух голосов и баса континуо, opатория 2 (1651); Кантаты и ариетты, для одного, двух или трёх голосов и баса континуо, opатория 3 (1654); Священные музыкальные аффекты (Sacri musicali affetti), книга I, opатория 5 (1655); Quis dabit mihi, мотеты для 3 голосов, без номера (1656); Ариетты для сольного голоса, opатория 6 (1657); Развлечения Эвтерпы (Diporte di Euterpe), или Кантаты и ариетты для сольного голоса, opатория 7 (1659); Арии для сольного голоса, opатория 8 (1664). Сочинения Барбары Строцци переиздаются и исполняются до нынешнего дня. Литература: Rosand E. The Voice of Barbara Strozzi// Women Making Music/ Ed. J.M. Bowers, J. Tick. Champagne-Urbana: University of Illinois Press, 1986, p. 168—190
 1638 Никола Мальбранш (французское имя - Nicolas de Malebranche) французский философ, своеобразно видоизменивший учение Декарта. Родился в Париже, в семье секретаря Людовика XIII. В юности учился в Коллеж де ла Марш. Изучал теологию в Сорбонне, в возрасте 23 лет вступил в религиозную конгрегацию ораторианцев. Познакомившись с сочинениями Декарта, отдался философии, не покидая религиозной точки зрения. Жизнь его, бедная внешними событиями, прошла в непрерывной умственной работе. Главное свое сочинение, «Recherche de la vйritй» (Исследование об истине), он исправлял и переделывал в течение 40 лет (1-е издание, в 1673 г., последнее при его жизни, 4-е, в 1712 г.). Другие его сочинения: «Conversations mйtaphysiques et chrйtiennes» (1676); «Traitй de la nature et de la grвce» (1680); «Mйditations mйtaphysiques et chretiennes» (1684); «Traitй de la morale» (1684); «Entretiens sur la mйtaphysique et la religion» (1688); «Traitй de l’amour de Dieu» (1697); «Entretiens d’un philosophe chrкtien et d’un philosophe chinois sur l’existence de Dieu» (1708). Кроме этого, он много полемизировал, в брошюрах и письмах, с современными ему философами и богословами, особенно с Арно. Перед смертью его посетил Беркли и имел с ним продолжительный спор. Умер Мальбранш в Париже 13 октября 1715 года. В точке отправления своей философии Мальбранш оригинально варьирует «методу» Декарта. Человек, чтобы пользоваться присущей ему разумной свободой, должен признавать или принимать (теоретически и практически) только то, за что внутренне ручается голос его разума и совести. Отсюда два основные правила, из которых одно относится к наукам, а другое к нравственности: 1) вполне соглашаться должно лишь с положениями настолько очевидными, что отвергнуть их нельзя без внутреннего, болезненного ощущения и тайных упреков разума и 2) никогда не должно любить безусловно то благо, которое можно не любить без укоров совести. Соблюдение этих правил ведет к познанию истины и к обладанию подлинным благом, а отступление от них выражается в различных заблуждениях, скрывающих от нас истину и благо.Мальбранш различает: 1) заблуждения чувств, 2) заблуждения воображения, 3) заблуждения чистого мышления или понимания (entendement pur), 4) заблуждения наклонности и 5) заблуждения страстей. Каждому из этих видов заблуждений посвящено по книге в его главном сочинении, а последняя, 6-я книга, содержит технические указания касательно приемов научного исследования. Чувства сами по себе, то есть в смысле субъективных душевных состояний, никогда нас не обманывают: когда мы испытываем ощущения света, теплоты, звука и т. д., то мы действительно все это ощущаем, и тут не может быть места заблуждению. Оно является, когда мы от ощущений заключаем к ощущаемому, и чувственные качества, существующие только в нашей душе, каковы цвета, звуки и т. п., приписываем внешним предметам. На самом деле посредством чувств мы не познаем никаких свойств внешнего бытия, а только состояния нашей души, поскольку она связана с телом. Мальбранш настойчиво повторяет мысль, что чувства даны нам не для познания предметов, только для сохранения нашей телесной жизни: они извещают душу лишь о том, что происходит в окружающей среде по отношению к нашему телу, чтобы вызвать с нашей стороны ту или другую реакцию для его сохранения. Точно так же чувства удовольствия и страдания назначены первоначально лишь для того, чтобы побуждать нас к действиям полезным и предостерегать от вредных, и только ошибочное перенесение этих чувств на предметы, их случайно вызывающие, заставляет нас видеть в этих предметах самостоятельное благо или самостоятельное зло. Правильное действие разума показывает, что единственное истинное благо есть то, от чего зависит и происходит все прочее, именно абсолютная субстанция, или божество, а единственное зло — уклонение от воли Божией. Внешние предметы, будучи непознаваемы для чувств, познаются нами посредством идей, или представлений. «Я разумею под идеей, — говорит Мальбранш, — только то, что непосредственно или ближайшим образом предстоит нашему уму, когда он усматривает или воспринимает какой-нибудь предмет». Хотя идеи существуют в нашем уме, однако они не суть только субъективные состояния нашей души, сознаваемые в простом внутреннем чувстве: идеи имеют объективную определенность и реальность, имеют её не от нашего ума, только воспринимающего, а не творящего предметы. Наш ум познает идеи не как части или выражения собственного его существа, а как нечто от него не зависящее. Остается, следовательно, признать, что идеи даны в Боге, как содержащем бесконечную полноту всякого бытия, и что мы познаем их, поскольку познаем Бога, или что мы видим есть вещи в Боге. Бога же мы познавать можем потому, что все творения, между прочим и мы сами, суть лишь несовершенные доли божественного существа (des participations imparfaites de l' кtre divin). Мальбранш различает 4 рода познания: 1) познание предмета через него самого — таким образом мы познаем только Бога, который сам открывает свое существо нашему уму; 2) познание через идеи — таким способом познаются нами внешние предметы; 3) познание чрез внутреннее чувство или непосредственное сознание — этим путем нам известна наша собственная душа и её различные состояния; 4) познание через соображение (par conjecture) — этим путем мы знаем о других одушевленных существах. Так как наш ум хотя стремится к бесконечному или совершенному познанию, но не обладает им в действительности, то мы не имеем права утверждать, что все бытие исчерпывается двумя известными нам родами субстанций духовных (или мыслящих) и телесных (или протяженных); точно так же мы не имеем права причислять Божество к духовным субстанциям на том только основании, что мы не знаем ничего более совершенного, чем наш дух. Единственное истинное имя Божие есть тот, кто есть, то есть существо без всякого ограничения, всесущий, или все бытие (tout кtre), — существо бесконечное и всеобщее. Кроме философии и богословия, Мальбранш был основательно знаком с естественными науками. В своей критике чувственного познания он опирается, между прочим, на только что сделанные в его время открытия Мальпиги и Сваммердама в области микроскопической зоологии, и в связи с этим выступает приверженцем теории панспермизма (учения о том, что в первоначальном семени уже содержатся реально все последующие поколения), которую принял потом Лейбниц, а впоследствии поддерживал Дарвин. Метафизика Мальбранша представляет собой оригинальное соединение двух переходных моментов: от декартовокого дуализма и механического реализма к пантеизму Спинозы, с одной стороны, и к берклеевскому идеализму — с другой. Признание всякого бытия за непосредственное, хотя и несовершенное причастие существу Божию и определение человеческого познания как видение всего в Боге приводят прямо к пантеизму, а учение о том, что познаваемые предметы действительно даны в идеях нашего ума, превращает реальные тела, или «протяженные субстанции», в совершенно излишние двойники этих идей и, следовательно, ведет к отрицанию внешнего мира или чистому идеализму. У Мальбранша эти мысли остаются недосказанными, что избавляет его от явных нелепостей, но, вместе с тем, лишает его систему последовательности и цельности. Изложению его, при большой простоте и ясности, недостает стройности и внутренней связности. Проблески гениальных мыслей остаются без развития и теряются в длинных рассуждениях, имеющих лишь внешнее отношение к делу и лишенных философского интереса. Одним из первых, кто подверг философские взгляды Мальбранша критики, был французский философ Симон Фуше. Издание сочинений Мальбранша сделано Ж.Симоном в 1870 г. Мальбранш не оставил школы, но имел нескольких приверженцев между своими современниками, каковы де Мэран (его переписка с Мальбраншом, издана в 1841 г.), Лами, Томассэн. Лучшая монография о Мальбранше — Ollй-Laprune, «La philosophie de Malebrauche» (1870). Литература: Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским о бытии и природе Божества. Перевод М.Н.Ершова. Казань,1914; Мальбранш, Николай Разыскания истины / Перевод с французского и вступительная статья Е.Б.Смеловой. — Издание 2-е.. — Санкт-Петербург: Наука, 1999. — (Слово о сущем). — 1050 экземпляров. — ISBN 5-02-026795-3; Ершов М.Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 1914; Ершов М.Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Санкт-Петербург, 2005. 336 страниц; Кротов А.А. Метафизика Мальбранша // Вопросы философии. Москва, 2003. № 2. Страницы 161-170; Кротов А.А. Философия религии Мальбранша // Философские науки. М., 2003 № 2. Страницы 65-72; Дёмин Р.Н. Симон Фуше — критик Мальбранша и реставратор академического скептицизма // PLATWNOPOLIS: философское антиковедение как меж-дисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологи-ческих исследований: Материалы 2-й летней молодежной научной школы. Санкт-Петербург, 2003. Страницы 127—133; Кротов А.А. Антропология Мальбранша // Вестник Московского университтета. Серия 7.Философия. М.2004. № 4. Страницы 25-34; Кротов А.А. Декарт и Мальбранш //Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005 г.): В 5 томах. Том 2. Москва, 2005. Страница 22; Кротов А.А. Фенелон и Мальбранш: две тенденции религиозной философии XVII века // Историко-философский ежегодник’2009 / Институт философии Российской Академии Наук. - Москва: Наука, 2010; Richard A. Watson and Marjorie Grene, Malebranche’s First and Last Critics: Simon Foucher and Dortous De Mairan. Southern Illinois University Press, 1995. 128 pages
 1651 Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (французское имя - Francois de Salignac de La Mothe Fйnelon) архиепископ Камбрейский, опекун герцога Бургундского, внука и наследника Людовика XIV, классик французской литературы. Родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии святого Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание. От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию. Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы. Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён. Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже. Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых девушек, только что обратившихся из протестантизма в католичество. Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Фенелону просветителями XVIII века, — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров. В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы девушка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову девочкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию. В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо практическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми. В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, моральное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке». В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок госпожи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского. Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie intйrieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима. Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Фенелона была единогласно осуждена. Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенлона, и он её в значительной степени достиг. К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости. Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Фенелона, строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии. В 1711 году умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона вступили с ним в сношения, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти старого короля. Фенелон съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований. Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члены которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца. Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался трактат «Examen de conscience des devoirs de la royautй», a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему. Основа взглядов Фенелона — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Tйlйmaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Фенелона, «Rйfutation du traitй de Malebranche, sur la nature et le grвce», «Traitй de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de mйtaphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством. Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV. Издания сочинений Фенелона: Париж, 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-1830; Париж, 1851-1852 (самое полное). Литература: Ramsa, «Histoire de la vie et des ouvrages de F.» (Лондон, 1723); Saint-Simon, «Mйmoires» (много рассеянных указаний первостепенной важности); Nisard, «Fйnйlon» («Revue d. d. M.», 1846; Villemain, "Discours et mйlanges " (1846); Proyart, «Vie du duc de Bourgogne» (1778); Sainte-Beuve, «Port-Royal» и «Causeries» (t. II и X); Bausset, «Histoire de F.» (при версальском издании); Gosselin, «Histoire littйraire de F.»; Broglie, «F. а Cambrai»; Faguet, «XVII siиcle»; Brunetiиre, в «Revue d. d. Mondes» 1884, 1 сентября; Janet, «F.», в коллекции «Les grands йcrivains franзais»; Кротов А.А. Фенелон и Мальбранш: две тенденции религиозной философии XVII века // Историко-философский ежегодник’2009 / Институт философии Российской Академии Наук. - Москва : Наука, 2010. Переводов «Телемака» насчитывается до ста, в том числе много стихотворных (латинские, немецкий Нейкирха, русский — «Телемахида» Тредьяковского, прозаический перевод. Ив.Захарова, 1786).
1651 Иоганн Михаэль Цахер (Zacher) Австрийский композитор. Родился в Вене. Умер в Вене 30 сентября 1712 года.
 1661 Иван Иванович Бутурлин российский генерал, сын ближнего стольника, внук Андрея Васильевича Кривого, окольничего при царе Алексее. В 1687 году произведен в премьер-майоры только что сформированного тогда Преображенского полка. В 1700 году Бутурлин, будучи уже генерал-майором, привел из Москвы к Нарве Преображенский, Семеновский и 4 пехотных полка; при этом отряде находился и сам царь. На другой день после битвы, Бутурлин сдался на капитуляцию вместе с другими генералами, вследствие обещания Карла XII дать свободный пропуск русским войскам. Но король не сдержал обещания, и Бутурлин; в числе других 10 генералов, отправлен был в Стокгольм военнопленным. Попытка его в 1703 году бежать из плена вместе с генералом Вейде и князем Трубецким не удалась: он был пойман, «зело обруган, бесчещен градодержавцем» и заключен в тюрьму. Заключение окончилось в 1710 году обменом его на шведского военнопленного генерал-майора Мейерфельда. В 1711 году Бутурлин командовал войсками, оберегавшими Украину от крымских татар. В следующем 1712 году Бутурлин командовал войсками, расположенными около Митавы, а в 1713 году действовал в Финляндии, у Гельсингфорса, в котором, по занятии его без боя, оставлен был с отрядом в 3000 человек. В октябре того же года, уже в чине генерал-лейтенанта, под начальством князя М. М. Голицына Бутурлин участвовал в поражении шведов на реке Пелкуне. Под начальством того же Голицына Бутурлин участвовал и в поражении шведского генерала Армфельда у деревни Лаполя, 19 февраля 1714 года. 27 июля того же года Бутурлин был участником поражения шведского флота у Гангута. 11 февраля 1716 года Бутурлин был назначен командиром галерной эскадры, с которой, по приказу государя, в мае должен был отправиться к Ростоку. Предположенная высадка в Швецию не состоялась из-за нерешительности союзников Петра, и эскадра, как и войска Шереметева, расположились у Ростока, где Бутурлин занимался постройкой новых галер. 24 апреля 1717 года Бутурлин, в свите Петра, приехал в Париж. В 1718 году Бутурлин принимал видное участие в розыске по делу царевича Алексея, и тогда же назначен был командиром Преображенского полка. В июне того же 1718 года Бутурлин, в качестве асессора, был в составе кригсрехта над Меншиковым, Апраксиным и Я. Ф. Долгоруковым, а в ноябре следующего 1719 года назначен членом вновь учрежденной военной коллегии, и в этой должности находился до 1722 года, когда оставил ее, кажется, вследствие неприятностей с председателем, фельдмаршалом Репниным. В 1720 году Бутурлин ездил с государем на вновь открытые минеральные Олонецкие воды, и тогда же на судах ходил к Аландским островам и берегам Швеции. В день торжества Ништадского мира, 22 сентября 1721 года, Бутурлин произведен в генерал-аншефы. В 1725 году, по кончине Петра, Бутурлин долго не соглашался стать на сторону лиц, действовавших в пользу Екатерины, но, убежденный потом Меншиковым, окружил дворец гвардейскими полками и приказал ударить в барабаны. Находившийся тогда во дворце Репнин гневно спрашивал, кто мог распорядиться таким образом без его ведома. Бутурлин сказал, что это сделано по его приказанию и что в данном случае он действовал по повелению своей государыни. У Екатерины I Бутурлин был в милости, но вскоре участие его в заговоре, имевшем целью низложение Меншикова, погубило его. Уцелевший Меншиков ничего не мог сделать заговорщикам при Екатерине, но, сделавшись всесильным при ее преемнике, он отомстил им, а следовательно, и Бутурлину: лишенный чинов и знаков отличия, Бутурлин сослан был на безвыездное жительство в свои поместья, а вскоре потом лишился и всех деревень, пожалованных ему Петром Великим, которые были отобраны у него Долгоруковыми, занявшими при Петре II место и роль Меншикова. У Бутурлина осталось только родовое село Крутцы во Владимирской губернии, недалеко от города Александрова; там он и скончался 31 декабря 1738 года.
1664 Иоганн Кристоф Шмидт (Schmidt) Немецкий композитор. Родился в Хонштайне. Умер в Дрездене 13 апреля 1728 года.
 1697 Карл VII Альбрехт (Karl VII. Albrecht) император Священной Римской империи с 14 января 1742 года, король Чехии с 7 декабря 1741 года, курфюрст Баварии (Карл Альбрехт) с 26 февраля 1726 года. Родился в Брюсселе, сын Максимилиана II Эммануила, курфюрста баварского, в то время наместника Испанских Нидерландов; после завоевания баварских земель (1704) императором Иосифом I отведен был в плен; получил свободу по Раштаттскому миру. В 1717 году командовал баварской дивизией на войне с турками, отличился при взятии Белграда и в 1722 году женился на младшей дочери императора Иосифа I Марии Амалии Австрийской. В 1731 году протестовал против прагматической санкции. Смерть императора Карла VI (1740) заставила его снова выступить с своими притязаниями и вступить с союз с Францией и Испанией (1741). С французско-баварским войском Карл вошел в Верхнюю Австрию, занял Линц, принял титул эрцгерцога австрийского, затем взял в ноябре 1741 года ночным нападением Прагу и велел сословиям признать себя королем чешским. Избранный 24 января 1742 года римским императором, он отправился во Франкфурт-на-Майне для коронации. Между тем австрийские войска снова завоевали Верхнюю Австрию и Чехию, заняли Баварию и взяли Мюнхен. Победы имперского генерала Секендорффа позволили Карлу вернуться в Мюнхен (1743), но вскоре австрийцы опять вторглись в Баварию, и император в июне того же года должен был снова оставить свою столицу. Когда его союзники, французы, были разбиты Георгом II Английским, союзником Марии-Терезии, при Деттингене (27 июня 1743 г.) и оттеснены за Рейн, его спас лишь новый союз (Франкфуртская уния), заключенный 5 июня 1744 года с Фридрихом II, вторгшимся в Чехию и начавшим Вторую силезскую войну. Австрийцы должны были оставить Баварию, но Карл VII возвратился в Мюнхен, только чтобы умереть. Он был вполне убежден в своем праве на Австрию, но ему недоставало энергии для успешной борьбы за это право. Умер в Мюнхене 20 января 1745 года. Литература: Его дневник за время войны издал Heigel (Мюнхен, 1883). Heigel, «Der oesterr. Erbfolgestreit und die Kaiserwahl Karls VII» (Нердлинген, 1877); его же, «Die Ansprьche des Kurfьrsten Karl-Albert auf die цsterr. Erbfolge» (Нердлиген, 1874); Uhde, «Die Kaiserkrцnung Karls VII» («Historisches Taschenbuch», 1876).
 1715 Люк де Клапье де Вовенарг (французское имя - Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues) знаменитый французский моралист. Родился в Провансе. Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Еще будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой имел глубокое влияние на Вольтера. В 1746 г. он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction а la connaissance de l’esprit humain», «Rйflexions sur divers sujets», «Conseils а un jeune homme», «Rйflexions critiques sur divers poиtes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyиre», «Mйditation sur la foi» и «Paradoxes mкlйs de Rйflexions et de Maximes». А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».Слава Вовенарга основана главным образом на «Rйflexions et Maximes» и отчасти на «Introduction а la connaissance de l’esprit humain». В этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюйером и Паскалем. Вовенарг как мыслитель не примыкает к предыдущему веку, несмотря на свое преклонение перед Паскалем и Фенелоном и на то, что в литературном отношении он их ученик и последователь. С другой стороны, его вдумчивость, любовь к размышлению о вопросах душевной жизни и сильное чувство уважения к религии резко отделяют его от скептических мыслителей XVIII века. Прежде чем дать в «Rйflexions et Maximes» сжатое изложение своих взглядов, Вовенарг в «Introduction etc.» разбирает главные философские вопросы, волновавшие его современников. В вопросе о свободе воли Вовенарг — сторонник того же принципа, на который опираются детерминисты. Наши поступки, по его теории, вполне обусловливаются влиянием рассудка или чувства, а иллюзия воли получается оттого, что мысль или чувство исчезают, как только получается их действие, то есть побуждение совершить тот или другой поступок. Переходя к вопросу о добре и зле, Вовенарг считает добром все то, что ведет к благу всего общества, а не отдельного лица; все то, что полезно отдельному человеку и может быть вредно обществу, есть зло. Добродетель, таким образом, имеет для него социальное значение. Те же взгляды Вовенарг высказывает в «Maximes», причем для него источником добродетели является чувство, сердце, а не разум. Вовенаргу принадлежит в этом отношении к сентиментальной, или инстинктивной, школе, которая не отрицает разума, но приписывает ему второстепенное значение в поступках людей. Вовенарг задается целью восстановить достоинство человеческой природы, униженной Паскалем и оклеветанной Ларошфуко. Он оправдывает благородные страсти и противопоставляет суровой морали Паскаля свою активную, гуманную и естественную мораль. Основное правило жизни, в глазах Вовенарга, — широкая деятельность всех душевных сил (employer toute l’activitй de son вme dans une carriиre sans bornes). В изречениях, направленных против Ларошфуко, Вовенарг отрицает, что все качества сводятся к самолюбию. Он превозносит храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой. Он не допускает существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагает, что люди прежде всего должны быть снисходительны: «все обязанности людей, — говорит он, — основаны на их взаимной слабости». Привлекательность книжки Вовенарга заключается главным образом в том, что в ней отражается опыт чистой и чуткой души, прошедшей через чистилище страдания. Вовенарг отстаивает против своего скептического века лучшие чувства человеческой души; он проникнут стремлением к высшей правде, которую скорее чувствует, чем постигает сознанием. Лучшее издание Вовенарга принадлежит Жильберу (1857). Умер 28 мая 1747 года. Литература: Barni, «Les moralistes franзaises du XVIII s.» (Пар. 1873); Sainte-Beuve, «Caus. de Lundi», t. III; Gerusez, «Hist. de la litt. fr.»; Maurice Palйologue, «Vauvenargues» (1890, в коллекции Les grands йcrivains franзaises).
1761 Иван Кириллович Разумовский русский граф. Младший сын гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского и его жены Екатерины Ивановны. Не получил такого образования, как старшие братья; был отдан в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, который окончил в 1782 и был выпущен поручиком в Севский мушкетерский полк. 20 мая 1782 поступил в штаб своего отца и был назначен при нем флигель-адъютантом. Участвовал в походах против поляков в 1782-1783, в 1784 назначен генрал-аудитор-лейтенантом и генералс-адъютантом при своем отце. В 1785 отправлен за границу для пополнения образования, но, привыкнув к разгульной жизни, мало обращал внимание на учение. Вскоре был возвращен из-за границы. В 1788 состоял в Дунайской армии, перешел в штаб Г.А.Потемкина, участвовал в осаде и штурме Измаила. В 1789 произведен в полковники и определен в Малороссийский гренадерский полк. Отличился в сражении при Сале, участвовал во взятии Бендер и обстреле Измаила. В 1790 переведен в Малороссийский полк и участвовал в битве при Мачине, за которую награжден орденом Святого Георгия 4-го класса. По отзывам современников, Разумовский был храбрым офицером и хорошим товарищем, но частые кутежи расстроили его здоровье. В 1792 отправлен на лечение за границу, во время этого путешествия наделал много долгов, что крайне рассердило его отца. В 1794 возвратился в Россию; находился со своим полком в Польше, продолжая вести прежний образ жизни и делать долги. 1 ноября 1795 произведен в бригадиры, а 23 февраля 1796 по прошению уволен от службы с производством в генерал-майоры. Жил то в Москве, то за границей; был тяжело болен чахоткой. Умер в 1802 году.
 1763 Яков Петрович Кульнев русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Гусар. Генерал-майор. Яков Кульнев родился в Люцине, Инфлянтское воеводство, Речь Посполитая, ныне Лудза, Латвия, в семье поручика Каргопольского карабинерского полка Петра Васильевича Кульнева (1727—1795 или 1798) (впоследствии, секунд-майор, городничий города Люцина) и жены его Луизы Ивановны, урождённой Гребениц (померанской уроженки). C 2 мая 1770 года по 1 марта 1785 года воспитывался в Шляхетском кадетском корпусе (Санкт-Петербург), откуда выпущен с большой серебряной медалью в Черниговский пехотный полк. Через неделю — 8 марта 1785 года, переведен в Санкт-Петербургский драгунский полк поручиком. В 1789 году участвовал с полком в турецком походе, в осаде и взятии Бендер. В 1790 году воевал в Молдавии. С 22 мая 1792 года до 7 апреля 1793 года участвовал в боях в Польше. В 1794 году переведен в Переяславский конно-егерский полк, участвовал в боях с польскими мятежниками. Отличился 17 июня 1794 года в бою под Борунью и Ошнянами, 9 июля 1794 года под Лидою, 19 июля 1794 года при Вильне, где за оказанную храбрость, распорядительность и к службе похвальную ревность получил от командира корпуса письменный похвальный аттестат. Затем служил в корпусе графа Суворова-Рымникского, в том же году участвовал в боях: 15 сентября 1794 года в Муховце, 17 сентября при местечке Кобрине, 19 сентября под Брест-Литовском, 26 октября при разбитии войск мятежников под Кобылкою, 30 октября и 4 ноября отличился при штурме предместья Варшавы Праги, за что был представлен к повышению в чине. С 8 ноября 1794 года становится ротмистром в том же полку, через 10 дней — с 18 ноября 1794 года — майором. По упразднении полка 31 марта 1797 года переведен в Сумской гусарский полк, 1 сентября того же года в «бывший гусарский Иванова», а 19 мая 1801 года вновь в Сумской гусарский полк. 19 августа 1806 года переведен с эскадроном в Гродненский гусарский полк. С 16 ноября 1806 года по 28 марта 1807 года находился в сражениях против французских войск в Пруссии. Полк выступил на на Кенигсберг в 10-х числах января 1807 года. 9 февраля 1807 года прибыл с полком в Кенигсберг и был командирован Беннигсеном в арьергард князя Багратиона, отступающего от Прейсиш-Эйлау. 12 февраля 1807 года Яков Кульнев участвовал в бою под местечком Мишеницы. В январе-мае 1807 года участвовал в мелких стычках с французами, особенно отличился в стычках с отрядами генерала Зайончека. С 2 мая 1807 года становится подполковником. 5 июня 1807 года, в авангарде главной армии под местечком Гутштадт («Гутштадское дело» — первое сражение гродненских гусар целым полком), а 6 июня под Анкендорфом, атаковал отступающих французов маршала Нея двумя эскадронами и взял в плен 110 человек. Продолжая преследовать неприятеля достиг реки Пасарга и видя на другом берегу ретирующийся французский обоз, нашел брод при деревне Могестант, перешел реку, настиг транспорт раненых, которым крикнул «Не бойтесь, больным русских бояться нечего», затем захватил обоз, состоящий из мортиры и 40 патронных ящиков. Французы выслали 3 эскадрона отбить обоз у Кульнева, но тот, за неимением лошадей, приказал поручику Чеченскому и рядовому Акиму Плешу подорвать обоз. «Страшный треск произвел тревогу в обоих армиях». Кульнев рассеял французские эскадроны и ушел за Пасаргу, потеряв 13 гродненцов. За этот бой Кульнев и поручик Чеченский получили орден Святого равноапостольного князя Владимира 4-ой степени с бантами, Ридигер — золотую саблю. 10 июня 1807 года участвовал в арьергардных боях под Гейльсбергом при ретираде русских войск (погибли 15 нижних чинов, 3 попали в плен, из которых двое — Зайченко и Чернавский впоследствии бежали и вернулись в полк). 14 июня того же года, в сражении под Фридландом несколько раз атаковал французов (кирасир и драгунов генерала Груши), глубоко прорвался в их порядки, был окружен, но рядовой Бондарец бросился на выручку и освободил его. На выручку отряда Кульнева был прислан резерв Уварова, соединившись с Уваровым и собрав вокруг себя своих гусаров Кульнев смял французов и гнал их до Сортлакского леса. Вечером при переправе ретирующихся русских через реку Алле гродненские гусары прикрывали отход пока пехота не очистила берег. За храбрость, проявленную во Фридланском сражении Кульнев был награждён орденом Святой Анны 2-степени. 10 июля 1807 года, после заключения Тильзитского мира, Кульнев с полком ушли из под Тильзита и простояли в Витебске до конца 1807 года. 1 января 1809 года полк прибыл в Санкт-Петербург для участия в русско-шведской войне. С 21 февраля 1808 года, вместе с гродненскими гусарами перешел российско-шведскую границу и начал наступление на Або — столицу княжества. К 8 марта гродненские гусары почти без боев вышли к Або. Город был занят российскими войсками уже 31 марта. 1 апреля 1808 года, награждён золотой саблей с надписью «за храбрость» за авангардные бои под деревней Зюндби во время преследования графа Клингспора. Вновь отличился 16 апреля 1808 года в битве под Пюхяйоки и 18 апреля 1808 года под Сикайоки. За это 8 мая 1808 года произведен в полковники. Вновь отличился 11 июля 1808 года под Перхо, 31 августа под деревней Сарвики и 1 сентября под Купртики, за что представлен к чину генерал-майора. За дела под деревней Салми — 2 сентября 1808 года, городами Лаппо, Ильхостаро, Стархиро, Лилькиро, Веро и за сражение под Оровансом 2 сентября, а также за взятие города Нюкарлебю (2 апреля 1808 года) награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3 класса. Затем участвовал в боях при занятии Якобштата и Гаммкерлеби. Во время преследования неприятеля у города Килайоки в большой канонаде был сильно контужен в ногу. 11 ноября 1809 года участвовал в преследовании неприятеля от деревни Готгери до деревни Седерби (15 ноября), участвовал в сражении под деревней Пагайоки и при занятии Улеаборга. С 24декабря 1808 года — генерал-майор. С 13 августа 1809 года, командуя авангардом принимал участие в экспедиции на Аланские острова. По заключении в сентябре 1809 года мира со Швецией, командовал Белорусским гусарским полком и авангардом Молдавской армии. 17 марта 1810 года переправился через Дунай, участвовал 4 июня в боях при блокаде и сдаче крепости Силистии. 23 и 24 июня под городом Шумлою сбил неприятеля с высот и занял их. Затем двумя полками гусар атаковал турецкую кавалерию (6 тысяч всадников, предводительствуемых Великим Визирем), рассеял её, выручив, между прочим, окруженный турками отряд сибирских гренадер, предводительствуемый бароном Гейсмером. За эту победу награждён Всемилоствейше получением в течение 12 лет по 1 000 рублей ассигнациями из Государственного казначейства. 5 июля 1810 года отбил вылазку турок на наш правый фланг. 3 августа командовал отрядом пехоты и кавалерии при взятии Рущука. 9 и 12 августа, в сражении под Бело также командовал отрядом. 28 августа и 7 сентября, в сражении при деревне Батане и при пленении неприятеля. В обоих этих сражениях командовал пехотой и кавалерией за что Всемилоствейше награждён золотой саблей, украшенной алмазами. Участвовал во взятии Никополя и в рассеянии турок 13 ноября 1810 года при деревне Банске. В январе 1811 года вернулся в Гродненский гусарский полк, шефом которого был назначен. В 1812 году в составе корпуса графа Витгенштейна участвовал в боях по защите от неприятеля дороги на Санкт-Петербург. В первые же дни он 8 часов защищал Вилькомир, позволив главным силам отойти и отступил, сжегши мост. 14 июля 1812 переправился с двумя полками и артиллерийской ротой через Двину, чтобы произвести разведку, застал врасплох два французских полка, разбил их, оставив до 300 французов ранеными и убитыми, 200 из них пленил, среди прочих генерала де Сен-Женье. 25 июля вновь рассеял несколько французских отрядов, взяв в плен 432 человека, от которых узнали, что Наполеон пошел на Себеж. 29 июля 1812 года у деревни Клястицы вытеснил французов из местечка Якубово, 31 июля в Клястицком бою взял 900 пленных французов и весь обоз маршала Удино, затем, преследуя неприятеля, переправился через Дриссу. 1 августа 1812 года, у деревни Клястицы в бою с конратакующими французами при ретираде, был смертельно ранен ядром в момент, когда стоя у пушки командовал артиллеристами, прикрывающими отход русских войск. Почти мистическое совпадение в жизни и смерти генерала Кульнева состоит в том, что он погиб, не дожив пять дней до своего 49-летия и практически там же, где родился, недалеко от деревни Клястицы Витебской губернии. В населённом пункте Друя Витебской области установлен обелиск генералу Кульневу, его именем была названа железнодорожная станция недалеко от села Ильзенберг (ныне на территории Латвии), где захоронен его прах. Яков Кульнев был похоронен дважды. Вначале — в 1816 году, по просьбе братьев Николая, Михаила и Ивана, в деревне мужа Марии Петровны Кульневой Николая Павловича Мантейфель-Сей, у Сивошина перевоза около д. Сивошино, на берегу реки Дриссы. В 1832 году, родственники перенесли его прах в имение его брата — Михаила Петровича Кульнева — Ильзенберг Режицкого уезда (сейчас Ильзенкалнс, Латвия). Кульнев считался образцовым начальником авангарда и арьергарда. Узнав о его гибели, Наполеон писал Жозефине: «Вчера убит Кульнев, лучший русский офицер кавалерии». Строгий к себе и к подчинённым, он был любим солдатами за отеческую заботу о них. Добросовестно заботился о качественном снабжении, обмундировании, грамотной организации переходов и лагерей, с презрением относясь к возможности извлечь из всего этого личную выгоду. Был почитателем Суворова, под началом которого некогда служил, что наложило на него сильный отпечаток. Приняв решение, он действовал быстро, просто и решительно. Обладал особой харизмой, составлял приказы в собственном, ярком и лаконичном, стиле. В офицерской среде был источником незлых анекдотов из-за своих безобидных чудачеств. Состояния не составил, постоянно нуждался в деньгах. Жил на жалование, значительную часть которого отсылал родственникам. В быту довольствовался малым, часто жил по-спартански, но чрезмерно скупым не был. Военные действия ценил, в числе прочего, за возможность увеличить свой весьма скудный доход через экономию при жизни по-походному и заслуженные награды, которые часто предпочитал получать деньгами. Был холост. В 1824 году в память Клястицкого боя Гродненский гусарский полк переименован в Клястицкий. С 8 февраля 1909 года полк получил имя 6-й гусарский Клястицкий генерала Кульнева полк. В 1911 или 1912 году, когда отмечался столетний юбилей Отечественной войны, железнодорожная станция Межвицы, лежавшая неподалеку от именья Илзенберг, была переименована в Кульнево. В краеведческом музее в городе Лудза, который был открыт в бывшем доме Кульневых, создана постоянная экспозиция «Возвращение героя домой», посвященная Я.Кульневу. Также, в память о Якове Кульневе названы: Улица Кульнева в Москве; Улица Кульнева в Лудзе; Улица Кульнева в Полоцке. Литература: Жизнь, характер и военные деяния храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева в Польше, Германии, Швеции, Турции и в достопамятную Отечественную войну 1812 года в России. Писанная А.Н.Н-м. Санкт-Петербург, 1815; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907; Дух генерала Кульнева или черты и анекдоты, изображающие великие свойства и деяния Генерала Я.П.Кульнева. Почерпнуто из самых достоверных источников, как то: из домашних его записок, собственноручных писем к родственникам и к разным особам, данных на имя его высочайших Рескриптов и Грамот, и приказов военных, отданных им во время командования авангардом корпусов Князя Багратиона и Графа Каменского. Санкт-Петербург, 1817; Цехановский. История 18 драгунского Клястицкого его Королевского Величества Великого Герцога Гессенского полка 1651, 1806—1886. Варшава. 1886; «Русская старина», 1912; Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сб. — М.: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Том VII. — Страница 439; Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Кульнев, Яков Петрович // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е издание. — Ленинград: Искусство, 1981. — Страницы 126-128; Яков Петрович Кульнев. 1763—1812. Очерк его боевой жизни. Письма к брату. Могила Якова Петровича Кульнева. Москва, 1887; Елец Ю Л. Кульнев. (К столетию Отечественной войны). Санкт-Петербург, 1912.
 1766 Уильям Хайд Вулластон (Волластон; William Hyde Wollaston) английский учёный, который открыл палладий (1803) и родий (1804), впервые получил (1803) в чистом виде платину. Открыл (1801) независимо от И.Риттера ультрафиолетовое излучение, сконструировал рефрактометр (1802) и гониометр (1809). С 1831 г. Британское геологическое общество вручает медаль Волластона, изготовленную из открытого им палладия. Изучал медицину в Оксфорде и Лондоне, получил звание врача и стал заниматься практикой в Лондоне. Здесь он хлопотал о получении места в госпитале Святого Георгия, но так как ему предпочли другого, по его мнению, менее достойного, то он бросил совсем медицину и стал специально заниматься физикой и химией. В 1793 году он был избран членом Лондонского королевского общества, впоследствии сделан был секретарём и президентом этого учреждения. Умер 22 декабря 1828 года. Значение Волластона в химии определяется тем, что он сначала демонстрировал химический «закон кратных пропорций» на простых и характерных примерах. В исследовании «О надкислых и подкислых солях» (1808) Волластон показывает, что если на одно и то же количество основания приходятся разные количества кислот, то эти последние относятся друг к другу, как 1:2:4. Здесь же Волластон впервые высказывает свои соображения о пространственном расположении атомов. В 1800 г. он нашёл способ приготовлять ковкую платину и таким образом ввёл в употребление платиновую посуду, что имело огромное значение в развитии технического добывания серной кислоты. Правда, до 1828 г. Волластон не сообщал секрета как готовить ковкую платину. В 1803 г. он открыл палладий, в 1804 г. — родий. В 1807 г. Волластон изобрёл камеру-люциду. Интересуясь и занимаясь кристаллографией, Волластон изобрёл отражательный гониометр. Когда весь учёный мир был охвачен спором, возникшим между Вольтой и Гальвани о причинах возникновения электрического («гальванического») тока, Волластон принял деятельное участие в этом споре и изобрёл гальванический элемент (или пару), до сих пор носящий его имя. Наконец, в 1814 г. Волластон дал более точную, чем Дальтонова, таблицу «атомных» или «эквивалентных» весов, которая была составлена на основании различных опытных данных и которая мало отличалась от таблицы, данной впоследствии Берцелиусом. В честь Волластона назван минерал волластонит (силикат кальция). Литература: Pearson, Tilmon H.; Ihde, Aaron J. (1951), "Chemistry and the Spectrum Before Bunsen and Kirchhoff", Journal of Chemical Education 28: 267–271; Hinde, P.T. (1966). "William Hyde Wollaston: The Man and His "Equivalents"". Journal of Chemical Education 243: 673–676; Kipnis, Alexander. (1993) "The Man Who Discovered Rhodium". Rhodium Express. No 0: 30 - 34; "Discovery of Rhodium". Loc. cit. No 1: 30 - 34. ISSN 0869 – 7876.
 1768 Жан-Батист Бессьер (французское имя - Jean-Baptiste Bessiиres) один из Маршалов Империи при Наполеоне I, командующий конной гвардией Наполеона. Маршал Франции (19 мая 1804). Герцог Истрии (28 мая 1809). .Родился в Прейсаке (департамент Ло). Сын хирурга. Был отдан в Монпелье для обучения врачебному делу, но из-за материальных затруднений в семье был вынужден вернуться домой и так же, как отец, работал цирюльником . После революции 1789 года вступил в Конституционную гвардию, а после ее расформирования в 1792 году — в Национальную гвардию. В том же 1792 году записался добровольцем в Пиренейский легион и принял участие в боях в Испании. В 1794 году назначен капитаном конно-егерского полка. В 1796 году переведен в Итальянскую армию под командованием Наполеона Бонапарта. Своими подвигами обратил
|
|
|
Просмотров: 4185 |
Добавил: thatime
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|