Смотрю фильм про Достоевского и ловлю себя на мысли, как сложно снимать про великих писателей фильмы, не опускаясь до расхожих анекдотов...
Слово "анекдот" когда-то обозначало историю, имевшую место быть, это потом их стали выдумывать. История , случившаяся с кем-то известным, обкатывалась от пересказа к пересказу настолько, что становилась выжимкой из первоначального варианта. Терялись подробности когда и где, обострялись акценты, иногда терялся по пути и главный виновник.
Наверняка и в русском устном словесном творчестве были такие истории, потом питавшие лубочные картинки, но письменная традиция анекдота, как короткого забавного рассказа стала проникать из Польши вместе с "фацетиями"- короткими печатными сборниками шуточных историй с моралью. О них я как-нибудь расскажу отдельно.
Ярким героем исторического анекдота стал Петр Первый. И его приспешники. Петр Первый был личностью неординарной, в Европе он вызывал интерес, смешанный с удивлением варварскими привычками молодого царя .
Из письма Софии,принцессы Ганноверской, у которой гостил молодой Петр:
"После обеда царь велел позвать
своих скрипачей и мы стали танцевать. Он выучил нас танцевать по-московски, что гораздо милее и красивее, чем польский танец. Мы танцевали до четырех часов утра... [Петр] совершенно необыкновенный человек. Его нельзя описать и вообразить, а надо видеть. У него славное сердце и истинно благородные чувства. Он при нас совсем не пил, зато люди его — ужасно, как мы уехали”.
В следующем письме, описывая новую встречу с Петром и отмечая в нем “много хороших свойств и бездну ума”, принцесса приводит забавную деталь: “Но в танцах, говорят, наши корсеты показались им костями, и царь будто бы сказал: “Какие чертовски крепкие кости у немок””
Вот и готовый анекдот.
Особенно прославился во времена Петра Первого шут Балакирев, чей острый язык вошел в историю.
"Однажды государь, разгневавшись за что-то, отколотил князя Меньшикова, и вскоре потом случилось сойтись где-то многим вельможам, в числе которых был и Меньшиков.
Балакирев подошел к нему с вопросом:
- Ты, Данилыч, да я, так много ли с нас стало?
- Разумеется, дурак, двое.
- Ан вот и ошибся. Вспомни пословицу: за одного битого двух небитых дают. Тебя Алексеич поколотил, - ан ты и стал за двоих, да я, дурак, третий!
Князь замахнулся, хотел его ударить, но шут уже скрылся."
Героями анекдотов всегда становились личности неординарные и известные. Творческие же люди всегда давали повод для анекдота, потому-что отличались нестандартным поведением, привычками, мыслями. Кто-то свою нестандартность сознательно пестовал. Сложно сказать, думал ли об этом Пушкин, но его некоторые странности, как, например, длинный ноготь,отрощенный до большой длины с наперстком на нем, чтобы не сломать, сам его африканский вид, создавали образ творческой личности не совсем от мира сего. К тому же его острый язык породил такое количество эпиграмм, что многих его современников запомнили благодаря им.
"Романов и Зернов лихой,
Вы сходны меж собою:
Зернов ! Хромаешь ты ногой,
Романов головою.
Но что, найду ль довольно сил
Сравненье кончить шпицом ?
Тот в кухне нос переломил,
А тот под Австерлицем."
Если Романова Александра Павловича все итак знают, то Зернова, тезку царя, мелкую сошку в лицее, Пушкин точно увековечил.
Не случайно Даниил Хармс выбрал в герои своих выдуманных исторических анекдотов именно Пушкина.
"Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке. При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: «Это ничаво».
Можно сказать, что Хармс породил целый жанр анекдота про писателей с выдуманными обстоятельствами, которые вполне были похожи на подлинные. А кто знает, что в биографиях великих людей правда, а что досужий вымысел, заполнивший лакуну ? Такие вымыслы бывает и настоящие события теснят, уж очень хочется верить в то, что было так, а не иначе. Потому-что иначе скучно.
Нынешняя желтая пресса довела этот жанр до такого махрового цветения, что скоро уже ничему верить не будешь, даже тому, что и впрямь было.
У Хармса появились прямые последователи. До сих пор обсуждается вопрос , настоящий это Хармс или подделка. В те годы, когда это писалось, прикрыться Хармсом, который свое уже получил по полной, было очень даже удобно. Поэтому авторы себя совершенно не афишировали, а резвились анонимно. Родившуюся серию историй про прочих писателей наверняка большинство из вас читали:
"Лев Толстой очень любил играть на балалайке (и, конечно, детей), но не умел. Бывало, пишет роман "Война и мир", а сам думает:"Тень-дер-день-тер-тер-день-день=день". Или :"Брам-пам-дам-дарарам-пам-пам".
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, напялил сверху львиную шкуру и поехал в маскарад. Федор Михайлович Достоевский , царствие ему небесное, увидел его и кричит:"Спорим, Лев Толстой! Спорим, Лев Толстой !"
Лев Толстой очень любил детей и писал про них стихи. Стихи эти списывал в отдельную тетрадку. Однажды после чаю подает тетрадь жене:" Гляньте, Софи, правда, лучше Пушкина ?" - а сам сзади костыль держит. Она прочла и говорит:" Нет, Левушка, гораздо хуже. А чье это ?" Тут он её по башке - трах ! С тех пор он всегда полагался на её литературный вкус.
Все эти истории уже стали классикой, их можно цитировать по фразе, предполагая , что все знают откуда. "И костыль задрожал в его руке..." Или :" Испугался и уехал в Баден-Баден".
Или :" Поймает и давай по головке гладить..."
Я на одном литературном форуме читала конкурс на такие анекдоты в стиле Хармса. Понаписали много. Не улыбнулась ни разу. Удивительно, на такой простой жанр , казалось бы, на самом деле достаточно сложен. Ведь прелесть его в краткости, умении из длинной биографии сделать концентрат из нескольких фраз, в которых вложен весь характер человека, его привычки, так, - как карикатурист умеет несколькими штрихами создать абсолютно узнаваемый образ.
Художник Константин Васильев, широко известный своими историческими картинами, сделал серию графических портретов композиторов очень лаконичных и в тоже время узнаваемых.
{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "471556" ,offered: true ,ticket: "uf6e6aa6411a355d6a0b5c305c3344c36" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
У него же есть портрет Достоевского хороший.
Так вот. С Федором Михайловичем всё сложно. С одной стороны, он тоже давал повод пошутить. Тургенев и Некрасов много понаписали эпиграмм на него, а Тургенев рассказывал истории совершенно в стиле Хармса. Дамы были в восторге. Что и требовалось.
И есть много воспоминаний. То,что взято в сценарий, не сценаристом выдумано, а написано Аполлинарией Сусловой. Дескать приставал, отбилась, а он снова со словами :"Русские не сдаются !"
А кажется, что это Хармс придумал.
Анна Сниткина взяла и вымарала все пикантные подробности из писем Федора Михайловича. Ай-яй, как мы её не любим за это ! Мы бы еще не такое вставили в сценарий ! Тут писателю совсем было бы не до романов, не успевал бы за стол присесть.
А ведь был хороший фильм "26 дней из жизни Достоевского" режиссера Зархи с Солоницыным в главной роли. Сколько там было накала, страстей, а всего лишь книгу писал человек.
Посмотрю сегодня, как они с этим справятся.
Миронов хороший актер и похож в гриме. Он не виноват, что Федор Михайлович не только романы писал, но и активно в них участвовал, играл и вообще прожил жизнь, которую можно изобразить в виде похождений. И даже анекдотов.
Вопрос, что было главным для Федора Михайловича: реальные переживания или переживания литературные ?